Меню сайта
Опрос
Блог Директора
Экстренные телефоны:
Статистика
|
ДОСТУПНАЯ СРЕДАИнклюзивное образование: проблема и перспектива «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» Дэвид Бланкет Инклюзивное образование это процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями. В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В учебных учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми — с ними работают врачи и специально подготовленные педагоги. Но во многом из-за обособленности коррекционных образовательных учреждений происходит разделение общества на инвалидов и здоровых. В результате конкурентность детей-инвалидов на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования у них невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Будамша» является общеобразовательным учреждением общего типа, реализующим общеобразовательные программы начального, общего, полного образования. Ежегодно в контингент школы составляет до 100 обучающихся. Количество учащихся, которые имеют в большей или меньшей степени отклонение от «нормы», остается практически постоянным. Основными причинами являются высокий уровень заболеваемости родителей, ухудшение экологической обстановки, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни, врожденная патология детей. В 2019-2020 учебном году в МОАУ «ООШ с. Красноуральск» по Адаптированной общеобразовательной программе предполагается обучение следующих категорий обучающихся: - дети, обучающиеся по программе ОВЗ (очная форма в общеобразовательных классах); - дети-инвалиды (слабослышащая) (очная форма обучения) Из трех обучающихся данных категорий один обучается в начальной школе (4 класс), один обучающийся в 7 классе, один обучающийся в 9 классе. Один обучающихся с ЗПР испытывают ярко выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи, внимания, памяти), нарушениями в организации деятельности и поведения. Выявлены недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп и неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции, нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. В Новоорском районе отсутствуют специальные (коррекционные) образовательные учреждения и в целях соблюдения права на образование, гарантированное Конституцией РФ, законом «Об образовании в РФ», международной Конвенцией о правах ребенка, для детей и подростков с особыми образовательными потребностями организовано специальное (коррекционное) образование и интегрированное обучение в разных формах в условиях общеобразовательной организации. С сентября 2015 года коллектив МОАУ «ООШ с. Красноуральск» работает над проблемой «Использование продуктивных образовательных и воспитательных технологий в учебно-воспитательном процессе для повышения качества работы школы», решение которой предполагает организацию инклюзивной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Целью является обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса. Инклюзивное образование в МОАУ «ООШ с. Красноуральск» призвано решить следующие задачи: 1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ. 2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта. 3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам. 4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ. 5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования. 6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности. 7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ. Работа коллектива школы направлена на создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей. Организационное обеспечение Создания специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативно-правовой базе, которая гарантирует не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. На данный момент сформирована следующая нормативная база: 1. В перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации, входят в том числе и положения в отношении детей-инвалидов и детей с ОВЗ. 2. Программа МОАУ «ООШ с. Красноуральск» «Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ». 3. Рабочие программы, как часть Адаптированной основной образовательной программы (для детей с ЗПР). Обучающиеся нашей школы не нуждаются в организации специального питания. Медицинское сопровождение осуществляется фельдшером ФАП в рамках сетевого взаимодействия. Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ в учебной и во внеурочной деятельности, в исследовательской и проектной деятельности; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления. С 2010 года функционирует обновленный официальный сайт школы: http://krasnouralsk.ucoz.ru/, где размещена необходимая информация для участников образовательного процесса. Программа «Доступная среда» обеспечивает: - создание в МОFУ «JОШ с. Rhfcyjehfkmcr» специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); - социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении; - реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества. Ожидаемые результаты: - позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе; - обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участия в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня. Программа «Доступная среда» в МОFУ «JОШ с. Rhfcyjehfkmcr» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счет доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы. «Доступная среда» обеспечивает: - выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; - осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; - дает возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу; - обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении. Основные задачи программы «Доступная среда»: 1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ: - выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ; - осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных возможностей; - обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение. 2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов: - сориентировать коллектив МОАУ «ООШ с. Красноуральск» на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ; - повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов; - формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ. 3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ: - информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в МОАУ «ООШ с. Красноуральск» для детей с ОВЗ; - просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ. Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»: - развитие ключевых компетенций детей за счет организации информационно-образовательного пространства школы; - реабилитация и сохранение физического и психического здоровья обучающихся; - оптимизация современной образовательной инфраструктуры в МОАУ «ООШ с. Красноуральск» привлечет детей с ОВЗ, проживающих в других селах района. Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребенка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение включает необходимое учебно-материальное оснащение. Создается безбарьерная образовательная и социальная среда, безопасная и комфортная для всех участников образовательного процесса. Смонтированы широкие входные двери, пандус (внешний ), санитарно-гигиенические помещения оборудованы поручнями (унитаз, раковина). Учебные кабинеты школы в достаточной мере оснащены мебелью, необходимым современным оборудованием, дидактическими и техническими средствами для успешной реализации теоретической и практической частей общеобразовательной программы, соответствуют санитарным правилам, нормам пожарной безопасности. В рамках реализации государственной программы «Доступная среда" в 2015 году за счет федерального бюджета осуществлена поставка оборудования, которое используется в процессе обучения детьми-инвалидами: звукоусиливающее оборудование для обучающихся с нарушениями слуха на сумму 46 500 рублей Учебная литература для детей инвалидов
Кадровое обеспечение Педагоги имеют опыт работы с детьми с ОВЗ, систематически проходят курсы повышения квалификации. Осуществляется обучение по данному направлению через организацию родительских всеобучей, круглых столов, педагогических советов. Психолого-педагогическое сопровождение Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют классный руководитель, учитель-предметник,педагог-психолог. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия. В системе работы следующие формы: - проведение индивидуальной работы с обучающимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК; - проведение малых педагогических советов, административных советов; - ведение карт наблюдений динамики учебных навыков; - посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения; - разработка методических рекомендаций учителю; - диагностика, коррекция, профилактика; - обследование школьников по запросу родителей; - оказание психологической поддержки педагогам. Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в инклюзивных классах работают по адаптированным программам. Нормативные документы - Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.07.2013) - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013) - Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602 «О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений» - Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ «О разъяснении статуса сводов правил - актуализированных СНиПов» - СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605) - СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73) - Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р) - Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы
ПАМЯТКА «СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ» 1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу «клеймом на всю жизнь», не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем. 2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром. 3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку. 4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что «педагог жалуется». Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения. 5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или «плохого» характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал «нормальным», на ваш взгляд, критериям. 6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе |
Поиск
Дневник.ру
Архив записей
|
||||||||||||||||||||||||||