Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц
Четверг, 19.10.2017, 23:23
Приветствую Вас Гость | RSS

   Красноуральская школа     

Меню сайта
ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Блог Директора
Блог Директора
новости сайта [111]
Сведения о школе [3]
Нормативные документы [5]
Методическая копилка [4]
Экстренные телефоны:
С городского/сотового телефона
Единый телефон пожарных и спасателей 01/101
Полиция 02/102
Скорая помощь 03/103
Аварийная газовая служба 04/104
Статистика
Главная » 2015 » Февраль » 10 » Конспект урока по теме: Тема урока: Война и дети. Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) К. М. Симонов.
22:02
Конспект урока по теме: Тема урока: Война и дети. Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) К. М. Симонов.

[b]Данная работа построена по программе по литературе под редакцией [/b]В.Я.Коровиной, учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М., «Просвещение» 2004. 2.часть учебника.

Раздел учебника : Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945гг.)Программа в нашей школе рассчитана на 70 часов,2часа в неделю, урок длится 45мин.

Тема урока: Война и дети. Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете». А. Т. Твардовский. “Рассказ танкиста”.(5 класс)

Тип урока:Урок изучения нового материала. Оборудование: Мультимедиапроектор (портреты К. Симонова, А.Твардовского, иллюстрации, фотографии времён ВОВ), запись песни « Священная война» и других песен о ВОВ, репродукция картины Ю. Непринцева «Вот солдаты идут..»«Отдых после боя», учебник «Литература. 5класс.

Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений.В 2 ч.Ч.2 /Авт.-сост. В. Я. Коровина и др.М.:Просвящение, 2004.»

Цель : изучение лирических произведений, посвящённых Великой Отечественной войне. развития творческих способностей на уроке литературы .

Задачи:

1. Показать, что война и дети- обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне;

2. Познакомить с поэтами-фронтовиками, их стихами о детях, донести до сознания учеников патриотические чувства авторов, их отношение к детям, оказавшимся на войне;

3. Обучать выразительному чтению, развивать навыки анализа, закреплять понятие «баллада»;

4. развивать у учащихся чувство исторической памяти, осмысления значения войны для нашего народа, показать несовместимость радости детства и горя войны.

Формы и методы работы: слово учителя, «мозговой штурм»,устные выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений , работа в парах,анализ поэтического текста, беседа, работа со словарем, минутка релаксации.

Деятельность обучающихся: Выразительно читать стихотворения, составление вопросов, устные и письменные ответы на вопросы, используя цитирование, защита мини проэкта, создавать электронные презентации, работать в парах, группе.

Личностные результаты обучающих: Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества, развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, чувства ответственности и долга перед родиной.

Метапредметные результаты: Выразительно читать поэтический текст, уметь отвечать на проблемные вопросы, организовывать работу в парах,группах.

Предметные результаты: Уметь определять жанровые особенности лирического стихотворения, понимать выраженное в стихотворении настроение, уметь анализировать лирическое стихотворение, выразительно читать его.

Ход урока

1 этап(16мин) 1.Оргмомент

. - Здравствуйте , ребята! Я рада вас видеть! 1мин.

2.Политинформация .Начнём урок с краткого обзора новостей в стране и мире.(Отвечает политинформатор.Ребята дополняют ,каждый день назначается ответственный за политинформацию)(Слайд 2.) Ученик: -Главная тема в мире это Сирийский конфликт. Читает сводку из Интернета, с сайта ИТАР-ТАСС (http://www.itar-tass.com/c303.html ) «Эксперты ООН подтвердили факт применения химического оружия в Сирии 21 августа. Об этом заявил журналистам генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун после закрытого совещания в Совете Безопасности, где был представлен соответствующий доклад ."Наши специалисты на основе полученной ими информации подтвердили, что 21 августа в пригороде Дамаска Гуте было использовано химическое оружие", - сказал он. Пан Ги Мун уточнил, что, в частности, речь идет о масштабном применении отравляющего газа зарин. Его следы были обнаружены у 95% жертв, а также на осколках выпущенных по Гуте ракет. Генсек добавил, что химическое оружие применялось против гражданского населения, в том числе детей.» 2мин.

3.Постановка цели и задачи урока. Работа с эпиграфом Видеовызов через интернет(для общения с 6 классом) Постановка цели и задачи урока Учитель: -Что такое война?Допустимо ли то,что различного вида оружие применяется к гражданскому населению, в том числе детей?И ,вообще, есть ли место войне в нашей жизне? Ученик: -Нет,это не допустимо.Войны в нашем обществе быть не должно.К мирному населению,тем более к детям,никакое оружие не может применяться! Учитель: -Прочитаем эпиграф к уроку.(Слайд3) Тринадцать миллионов детских жизней Сгорело в адском пламени войны. Их смех фонтанов радости не брызнет На мирное цветение весны (Молчанов А. «Памяти 13 миллионов Детей, погибших во Второй мировой войне») - Это слова Анатолия Владимировича Молчанова (Слайд4.) Советский и российский поэт, заслуженный деятель Российской Федерации, член Союза писателей России. Как вы понимаете его слова? -Обратимся ко второму эпиграфу: И пусть ушли войны года, Мне не забыть о том, За счёт чьих жизней и труда Свободными живем. (А.Тарасов.) -О чем этот зпиграф? В конце урока ,изучив тему, мы вернёмся к этим словам. -Ребята, обратимся к экрану ,сейчас с помощью интернеты мы увидим 6 класс,в котором также идет урок литературы. Прослушаем стихотворение и подумаем, о чем мы будем говорить на уроке?(Видеовызов через интернет ,через программу скайп, настроена заранее.Звучит спокойная музыка на военную тематику .В 6 классе идет проверка выученных домашних стихотворений на тему «Война»).Далее идут слайды(Слайд 6,7,8,9) с изображением темы урока,звучит музыка. Учитель: -Итак,о чем мы будем говорить на уроке? Ученики: -О ВОВ,о детях на войне. Учитель: -Как мы свжем наш урок литературы и тему «война»? Ученики: -Вспомним писателей и поэтов, которые писали о ВОВ. Учитель: - Верно! Запишите тему нашего урока: Война и дети. Поэты о Великой Отечественной войне(Слайд 10.)Мы познакомимся с К. М. Симоновым.Его произведение «Майор привез мальчишку на лафете» и А. Т. Твардовским.Его стихотворением “Рассказ танкиста». - Ребята!Что нам нужно сделать сегодня на уроке, какова цель нашего урока? Ученики: -Изучить произведения, посвященные ВОВ. Учитель: - Какие ступеньки нам нужно преодолеть, чтобы тема нашего урока была раскрыта полностью? Ученики: -Узнать, что такое война; - познакомить с поэтами, которые писали стихи ,посвящённые теме военного детства, Симоновым К. и Твардовским А. -выразительно читать стихотворения, -сделать выводы. 6мин

. «Мозговой штурм», Война!Самое страшное явление во всем мире!(Слайд11). -Что такое война? (ответы детей). -Когла начилась ВОВ?Закончилась? - Какие ассоциации возникают у вас,когда вы слышете слово «война»? Запишем слова на доску,что мы знаем о войне(смерть,гибель,разруха и т.д.). В последней части урока мы напишем,что узнали и что хотим узнать. 1мин.

Работа со словарем. Ребята , найдите в толковом словаре В.И.Даля живого великорусского языка определение «война».(Ребята ищут и читают определение) (Слайд12). Задание: Прочитать статью, составить вопросы для учащихся, оценить ответ учащихся. «ВОЙНА ж. (война, воевать, от бить, бойня, боевать, как вероятно и боярин, и воевода или боевода), раздор и ратный бой между государствами, международная брань. Наступательная война, когда ведут войско на чужое государство; оборонительная, когда встречают это войско, для защиты своего. Война междусобная, усобица, когда один и тот же народ, раздвоившись в смутах, враждует между собою оружием. Война сухопутная, морская, битва на материке, на море. Война подземная, подкопы разн. родов, при осаде, с той и с другой стороны́. Малая война,аванпостная служба, занятия и обязанности сторожевой части войска. Партизанская война, действия отдельных, мелких частей войска, с крыльев и с тыла неприятеля, для отрезки ему средств сообщения и подвоза. Народная война, в которой весь народ принимает, по сочувствию к поводу раздора, живое участие. Черни́льная война,перебранка на письме.»(Словарь Даля) 2мин.

Слово учителя В годы войны многие поэты и писатели были на фронте, видели горе, страдания, смерть. (Слайт 13.)Агния Барто, Маргарита Алигер, Самуил Маршак, многие стихи о войне, о любви к Родине посвятили детям, они писали о несовместимости войны и детства, показывали бесчеловечность фашизма. 1мин.

Выступление Подготовленного ученика (Настроен видеовызов с 6 классом) -Ребята, внимание!В течение прошлых недель ученик под моим руководством составляли минипроект.Сейчас он представит вам свой минипроект под названием «Никто не забыт,ничто не забыто.Обелиск с.Скалистое.» -Как вы думаеть,я обращаюсь и к 6 классу,о чем пойдет речь. Уеники: - ученик расскажет об обелиске участникам Великой Отечественной войне. Учитель: -Ребята,слушайте и готовьте вопросы. Выступление ученика: (показывает презентацию) -Шестое мая 2012 года вошло в историю села Скалистого Новоорского района как день открытия обелиска участникам Великой Отечественной войны.В селе Скалистом открыт обелиск участникам.Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны на фронт было мобилизовано 58 жителей, 16 из которых домой не вернулись, 42 участника ВОВ умерли в послевоенное время. Сегодня в Скалистом не осталось ни одного ветерана, в живых только три вдовы участников ВОВ: Зинаида Андреевна Карпенко, Кайша Ибраева и Мария Сидоровна Алешина. По сведениям статистики, из добровольцев 1922,23,24 годов рождения в живых осталось 3 процента. Всего лишь 3 процента мальчишек пришло домой.(Ребята задают вопросы). Учитель: -Продолжим урок. 5мин.

2 этап урока(22мин)

Изучение новой темы -Сегодня мы познакомимся со стихотворениями двух выдающихся поэтов, которые были военными корреспондентами. (Слайд14).Константина Михайловича Симоновым и Александра Трофимовича Твардовского.Посмотрим, какое участие принимали дети в этой страшной войне. Биографию поэтов вы будете изучать самостоятельно. Это будет домашнее задание,работа в парах. Прослушивание аудиозаписи стихотворения К.Симонова (Слайд15) «Майор привез мальчишку на лафете»(автор читает) (Слайд16) Ребята, вы послушали стихотворение. Какое впечатление оно на вас произвело? (Дети делятся своими впечатлениями. Учитель не комментирует слова учителя). 5мин.

Работа с текстом стихотворе ния,коммен тария. - Назовите тему этого произведения (о чём оно)?(запишите в тетрадь:дети на войне)(Слайд17). -Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении? -Откуда был тот мальчик, которого привезли на лафете пушки?(Из Бреста) Почему же мальчик седой?( Мать мальчика погибла под обстрелом,мальчик поседел от горя). -Что такое лафет?(Слайд18) -Перечитаем первую строфу вслух.Как понимаете строки: «..за десят лет… ему зачтутся эти десят дней»? -К кому обращается автор в пятой строфе?(Слайд17) (К тому,кто не был на войне,к потомкам). -Что хотел сказать Симонов этим стихотворением?Зачем рассказал эту историю?( хотел показать жестокость войны ,единство поколений в совершении подвига, показал, что на войне страдания, лишения испытывают и дети и взрослые) 6мин. Устное словесное рисование Минутка релаксации. -Закройте глаза,вспомните всё стихотворение.(Слайд19) Какой образ возникает в вашем воображении? Опишите его.(Звучит приглушённая музыка).( Наши войска отступали от границ, многие погибли, как мать мальчишки, трудные военные дороги, раненый отец, поседевший от горя, увидевший смерть мальчик спал, привязанный к станку артиллерийского оружия.) 2мин

Работа с текстом стихотворения,коммен тария. Учитель: Александ Твардовский тоже был военным корреспондентом,участвовал в боях(Слайд20).Он рассказывает о другом мальчикеё?Послушаем балладу Твардовского.Прежде вспомним,что такое баллада?Запишем в тетрадь.(Слайд21) Баллада –это (прованс. Ballar – плясать) – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым,напряженным сюжетом. Пока звучит стихотворение ,подумайте,почему это баллада,докажите. Чтение стихотворения учителем.Звучит приглушенная музыка.После прочтения пауза для усвоения содержания)(Слайд22). Учитель: -О каком событии идет речь встихотворении? -Почему это стихотворение является балладой?Докажите. ( в основе лежит историческое событие, мы ощущаем чувства автора, слышим его взволнованную речь, сюжет острый, напряженный, но вместо средневекового рыцаря –современный рыцарь-герой). -Какой момент войны изображен?(Наступление) -Из каких строк это видно?(«..мы прорывались к площади вперед»). --Прочитайте стихотворение самостоятельно, подумайте, какая фраза встречается дважды?Почему?(«Всё нынче,как спросонку..»). - Рассмотрим репродукцию художника Ю. Непринцева «Вот солдаты идут.(стр.163уч.Слайд 23).Звучит приглушено песня «Эх,дороги». -Что мы видим? (горящее поле, идут усталые солдаты, за ними танки,это наступление). Прочитаем диалог между танкистом и мальчиком по ролям. -Какие разговорные слова и выражения встречаются в стихотворении?(«Гвоздит», «..чёрт его поймет»)Почему? -Кому и когда танкист мог бы рассказать об отважном мальчике? -Могло ли это быть так, как на картине Ю. Непринцева «Отдых после боя»(Слайд24,стр164уч.). -Опешите картину: что делают бойцы?где происходит действие? 5мин Сопостави тельный анализ стихотво рений -Сравните героев этих двух стихотворений.Какие чувства вызывает первый?второй?Почему у героев нет имен? -Авторы хотели подчеркнуть и то,что таких мальчиков и девочек Было очень много.Дети были настоящими бойцами.Знаете ли вы каких-нибудь героев.(Пионеры герои:Зина Портнова,Марат Казей и многие другие.) 3мин

3этап(6мин)

Рефлексия Обратимся к нашей таблице. «Знали, узнали, хотим узнать».(Слайд25) Итак, что вы сегодня на уроке узнали?(ребята обговаривают и кратко записывают в тетрадь, учитель на доске). А что вы хотите узнать?(эту информацию вы найдете в библиотеке, домашних энциклопедиях или на сайтах интернета). Сегодня на уроке мы говорили о маленьких героях большой войны. Они внесли свой посильный вклад в победу. Совершили подвиг ради мира на земле. Вернемся к одному из эпиграфов.(Слайд26) ….И пусть ушли войны года , Мне не забыть о том , За счёт чьих жизней и труда Свободными живем. А.Тарасов. Какой же ценой завоёвано счастье? -Что мы должны помнить? 3мин

Домашняя работа. Выбирете домашнюю работу: (Слайд27)

1.Изучить биографию по парам:1 пара-биографию Симонова К.М.,2пара-биографию Твардовского А.Т.,выразительное чтение стихотворений; 2.изучить биографии по парам, выучить понравившееся стихотворение;

3. изучить биографии по парам, написать сочинение «Война и Дети». 2мин Оценивание Оценки за урок: 1._______________ 2________________ 3________________ 4________________

Урок окончен. 1мин

(Краткий анализ работы детей на уроке и результаты урока. Ученики активны, проявляют интерес к теме урока, владеют рациональными приёмами работы,выполняют единые требования учителя,умеют работать самостоятельно. Умеют определять жанровые особенности лирического стихотворения, понимают выраженное в стихотворении настроение, умеют анализировать лирическое стихотворение, выразительно его читать,умеют работать в парах,группах.У детей сформировано воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, чувства ответственности и долга перед родиной. Содержание урока соответствует возрастным особенностям, использованы различные виды работ. На уроки были межпредметные связи: с уроком история, рисование,географией,информатикой.Урок достаточно плодотворен, достигнуты поставленные цели и задачи.)

Категория: Методическая копилка | Просмотров: 217 | Добавил: Elena22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Дневник.ру
Классный журнал
Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Праздники России

Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz