Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц
Четверг, 14.12.2017, 21:56
Приветствую Вас Гость | RSS

   Красноуральская школа     

Меню сайта
ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Блог Директора
Блог Директора
новости сайта [118]
Сведения о школе [3]
Нормативные документы [5]
Методическая копилка [4]
Экстренные телефоны:
С городского/сотового телефона
Единый телефон пожарных и спасателей 01/101
Полиция 02/102
Скорая помощь 03/103
Аварийная газовая служба 04/104
Статистика
Главная » 2015 » Март » 9 » ПОДГОТОВКА К ОГЭ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССа.Выполнила учитель русского языка и литературы Мамина Е.В.
19:24
ПОДГОТОВКА К ОГЭ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССа.Выполнила учитель русского языка и литературы Мамина Е.В.

                   


                   


                   


                   


                   

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (памятка)
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?


Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
(Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.)

Как может быть сформулировано задание С2?

В задании 15.1 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
Как сформулировано задание 15.1?
(Обратите внимание на то, что в формулировке задания 15.1 содержатся основные требования к сочинению.
Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
Внимательно прочитайте задание.)

Основные требования к сочинению.

НЕОБХОДИМО:

1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;

2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;

2. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;

3. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.

МОЖНО:

1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или
применять цитирование;

2. писать работу в научном или публицистическом стиле;

3. начать сочинение с высказывания.

НЕЛЬЗЯ:

1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст;

2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.


Инструкцию по написанию сочинения 15.1.

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания.

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:
• о богатстве, выразительности, точности русской речи;
• о средствах выражения мыслей;
• о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов,
антонимов, фразеологизмов и т.п.;
• о взаимосвязи лексики и грамматики;
• о роли синтаксиса в человеческом общении;
• о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Составляем план сочинения

Предлагаю 3 варианта.

План 1
1. Объясняем смысл высказывания.
2. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
3. Делаем вывод.

План 2
1. Цитируем высказывание.
2. Объясняем смысл высказывания.
3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
4. Делаем вывод.

План 3

1. Цитируем высказывание.

2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.

3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.

4. Объясняем смысл высказывания.

! Помните о том, что каждый пункт плана - это новый абзац. Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении - 3.
За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.


Сочинение по плану 2.
Шаг 4. Цитируем высказывание и объясняем его смысл

Не забудьте о логическом переходе к аргументам!

В приведённых ниже примерах этот переход выделен .

К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,

чего нельзя было бы передать русским словом"
. Действительно, слова наиболее

точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё

многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного

высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

Вместо глагола "сказал" можно употребить другие:

• утверждал
• рассуждал
• отмечал
• считал и т.д.

Можно обойтись и без цитирования, например:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б.Васильева.

или:

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.

или:

В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Попробую доказать это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.

Другие варианты формулировки последнего предложения данной части:

• Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию
автора текста)
• Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
• Докажем эту мысль на примерах из текста...
• Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...

Шаг 5. Аргументируем свой ответ
примерами из прочитанного текста
Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

• примеров должно быть 2;
• примеры должны быть из прочитанного текста;
• приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Например:

Аргумент 1.
Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33) (приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Аргумент 2.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса(объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1(приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).

При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 6. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т.д.

Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.


Примерный образец экзаменационного
сочинения:


Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

 

                         Роль лексических явлений в языке
                              (подготовка к заданию 15.1)


АНТОНИМЫ:
• позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их,
• помогают высказать мысль с большей точностью,
• делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ:
• помогают избежать однообразия изложения,
• разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
• позволяют всесторонне охарактеризовать образ,
• помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание,
• позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
• позволяют тонко и красочно описывать явления,
• способствуют точности и ясности высказывания,
• дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:
• служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
• делают речь яркой и убедительной,
• служат для передачи торжественности момента,
• служат для воссоздания исторической обстановки,
• служат средством речевой характеристики персонажа,
• используются для создания комического эффекта, иронии;
• помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
• подчёркивают достоверность сказанного,
• служат названиями реалий прошлых лет.

ДИАЛЕКТИЗМЫ:
• помогают передать местный колорит, особенности речи героев.

СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
• служат для обозначения предметов, признаков, действий.

СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
• выступают как одно из средств выразительности речи.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:
• используется писателями как языковая основа произведения,
• употребляется в любых условиях общения,
• служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:
• создаёт стилистическую окраску слова,
• одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
• используется для словесной характеристики героя.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:
• помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,
• служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
• служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
• служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

КНИЖНЫЕ СЛОВА:
• позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
• помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему,
• служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
• служат речевой характеристикой персонажей.

ЭПИТЕТЫ:
• усиливают выразительность, образность языка произведения;
• придают художественную, поэтическую яркость речи;
• обогащают содержание высказывания;
• выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
• создают живое представление о предмете;
• оценивают предмет или явление;
• вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
• помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
• придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
• характеризуют все стороны жизни человека.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:
• помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
• средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
• средство передачи монотонности и однообразия действий,
• повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,
• средство выражения многократности или длительности действия.

                       Роль грамматических явлений       (подготовка к  заданию 15.1)

1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
• помогают перечислить действия героев;
• позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;
• конкретизируют признак предмета.

2. ОБРАЩЕНИЕ

• называет собеседника, того, к кому (звательная функция): Нина , дай мне одну краску.
• выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняетоценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша, ...
• раскрывает авторское представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
• в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая, ...

3. ВВОДНЫЕ СЛОВА
• выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др.
Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
• выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.
• указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.
• указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др. Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.
• указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.
• указывают на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.
• используются также для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти.

4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
• помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.
• помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;
• помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...)

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
• помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев.
• помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи: Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу.

6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
• поясняют или уточняют нарицательное существительное;
• помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.

7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
• выражают добавочное действие к основному;
• помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;
• помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы.
• помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна,стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
• помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно.
• помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть.
• помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.
• помогают автору сказать об условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов.
• помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие:Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так,не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?
• помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел.

7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
• несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;
• помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки.

8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
• помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка...

9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
• помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словами: Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства...
• помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили.

10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
• ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.
• ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.
• ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка...

11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
• СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо.
• СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека,который недомогал.
• СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.
• СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть.
• СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос...
• СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили.

12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
• помогают автору показать одновременно происходящие события: Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше.
• помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части: Наконец мы дождались: позвонил папа.
• помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части: Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
• помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
• помогают автору противопоставить два события: Лето припасает - зима поедает.
• помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части: Кончил дело - гуляй смело.
• помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части: Посеешь ветер - пожнёшь бурю.
• помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части: Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.
• помогают автору передать быструю смену событий: Раздался выстрел - зверь упал.
• помогают автору сравнить события: Скажет слово - соловей поёт.

Категория: Методическая копилка | Просмотров: 243 | Добавил: Elena22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Дневник.ру
Классный журнал
Календарь
«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Праздники России

Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz