Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц
Суббота, 21.10.2017, 06:01
Приветствую Вас Гость | RSS

   Красноуральская школа     

Меню сайта
ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Блог Директора
Блог Директора
Мои статьи [19]
Экстренные телефоны:
С городского/сотового телефона
Единый телефон пожарных и спасателей 01/101
Полиция 02/102
Скорая помощь 03/103
Аварийная газовая служба 04/104
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие речи учащихся в процессе изучения литературы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

 

 

 

 

         Работа по развитию речи -  это целенаправленный и организованный процесс обогащения словарного запаса детей.

 Работа по развитию речи опирается на следующие принципы:

1.     Взаимосвязи речевого развития с комплексом нравственного и эстетического воспитания;

2.     Взаимосвязи речевого развития и углублением знаний учащихся по литературе и совершенствованием аналитических умений;

3.     Принцип практической направленности работы по развитию речи;

4.     Принцип системности;

5.     Принцип учета межпредметных связей.

 

 

 

 

 

 

Основные направления по работе развития речи.

1.          Словарно-фразеологическая работа, направленная на обогащение словарного запаса школьников и на активизацию его употребления.

2.          Обучение школьников устным и письменным высказываниям различных жанров.

3.           Работа по усилению эмоциональности и образности речи.

Работа по развитию речи проводится на специальных уроках и на уроках, посвященных изучению литературных произведений. Следующие виды уроков:

1.     Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и произведениям искусства;

2.     Уроки обучения устным ответам, докладам;

3.     Уроки обучения сочинениям;

4.     Уроки анализа письменных работ школьников.

Помимо урокам, отведенным по развитию речи, в школьной практике выделяются специальные уроки для развития устной и письменной речи. На уроках совершенствуются специальные умения  учеников. Например: урок по развитию речи школьников может быть построен:

I.                   Вступительное слово учителя (как образец устной речи).

II.                Словарная работа

III.             Беседа или диалог с учениками (на данном этапе школьники учатся формулировать вопросы и ответы)

IV.            Пересказ или рассказ (упражнения на развитие связной речи школьников).

V.               Выразительное чтение (развитие умения школьников выразительно читать прозаические или лирические тексты).

VI.            Прослушивание авторского или актерского чтений (то есть обучение выразительному чтению по образцу).

VII.         Обсуждение выразительного чтения актерского или ученического (развитие умения комментировать чтение текста).

Заключительное слово учителя (кратко сделать вывод).

 

 

 

Некоторые элементы уроков по развитию речи используются при анализе литературного произведения. Например: схема урока анализа литературного произведения с элементами развития речи.

1 урок. Вступительное занятие.

I.                   Живое слово учителя.

II.                Беседа или диалог с учениками.

III.             Пересказы ранее прочитанного.

IV.            Объяснение непонятных слов, толкование.

2 урок. Чтение и анализ литературного произведения.

I.                   Выразительное чтение текста.

II.                Составление плана.

III.             Различные виды пересказов.

IV.            Устные и письменные ответы на вопросы.

V.               Работа над текстом литературного произведения (выяснить точку зрения, изобразительные выразительные средства).

        3 урок. Заключение.

I.                   Обобщающее слово учителя.

II.                Ответы на конкретные вопросы.

III.             Сочинение.

IV.            Творческие опыты учащихся.

     На уроках по развитию речи школьники получают не только определенные умения, но и определенные знания.

1)     сведения по теории сочинений

2)     сведения по теории литературы (образные средства и композиции речи).

3)     Сведения по лексикологии (синонимы, антонимы, паронимы).

4)     Сведения по фразеологии…

        На проведение этой работы школьная программа отводит специальные часы, в программе указаны система знаний и умений по развитию речи.

        В средних классах в процессе разбора литературных произведений учащиеся выполняют специальные упражнения по культуре речи.

 

 

 

                             Система упражнений по развитию

 

 

 

                    устной речи

           письменной   речи

                5 класс

1. Выразительное чтение (отработка выразительного чтения на основе произведений Тургенева, Крылова, Пушкина, Лермонтова).

2. Чтение наизусть (на основе тех же образцов).

3. Рассказ о жизни писателя.

4. Подробный пересказ (на примере текстов Тургенева, Астрит Лингрен).

5. пересказ с изменением лица рассказчика (на примере произведения М.Твена).

6. Выделение и описание картин в прочитанном произведении (на основе произведений, посвященных описанию природы и на основе текста Д.Дефо «Робинзон Крузо»)

7. Ответы на вопросы по анализу текста.

 

                            6 класс.

1. выразительное чтение.

2. Чтение наизусть.

3. Рассказ о жизни писателя.

4. Пересказ текста с подробным цитированием («Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Уроки французского» Распутина)

5. Рассказ о жизни героя по коллективно составленному плану.

6. Ответы на вопросы.

7. Характеристики героя.

8. Устный отчет  о прочитанной дома книге (в начале учебного года, учитель дает список текстов, который они должны прочитать самостоятельно).

 

 

 

                 7 класс.

1. Выразительное чтение.

2. Рассказ о жизни писателя.

3. Пересказ текста.

4. Творческое расследование (на примере рассказов Чехова).

5. Рассказ о жизни героя.

6. Ответы на вопросы.

7. Характеристика героя по самостоятельно составленному плану.

8. Отчет о самостоятельно прочитанной книге (должно быть передано содержание и дана оценка книги).

            5 класс.

1. Подробное изложение небольших произведений или отрывков (Тургенев «Муму»).

2. Сжатое изложение (оно пишется на основе произведений Гоголя, Твена, Астафьева).

3. Составление плана произведения и отрывка.

4. Письменный ответ на вопрос.

5.  Сочинение – характеристика по коллективно составленному плану (на основе Толстой «Петя Ростов»).

6. Написание небольшого сочинения в жанре описания (по личным впечатлениям).

7. Составление письменного рассказа по картинке, по иллюстрации.

 

 

 

 

 

 

                   

                 6 класса.

1. Подробное изложение.

2. Сжатое изложение.

3. Составление киносценария (по рассказам Зощенко, Пришвина «Кладовая солнца»).

4. Составление плана произведения или отрывка (сложный по план).

5. Ответ на вопрос.

6. Сочинение характеристика по коллективно составленному плану.

7. Описание личных впечатлений.

8. Составление рассказа по картине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          7 класс.

1. подробное изложение.

2. Составление киносценария.

3. Составление плана произведения.

4. Ответы на вопросы.

5. Сочинение характеристика по самостоятельно составленному плану.

6. Описание личных впечатлений.

7. Составление рассказов по картине и по определенной теме.

 

 

 

   В процессе развития речи учащиеся знакомятся со следующими жанрами устных высказываний на литературную тему:

1.     Пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика).

2.     Жанр слово (это может быть слово о писателе, слово о книге, слово о герое литературного произведения, слово о произведении искусства).

3.     Рассказ (рассказ о писателе или рассказать о литературном герое).

4.     Сообщение             1.Информационный    

5.     Доклад                    2. Исследовательский (т.е он ее исследует)

                                      3. Проблемно-дискуссионный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: krasnouralsk (21.02.2008)
Просмотров: 9800 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.1/16
Всего комментариев: 1
1  
Хорошая статья, узнал много нового!)

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Дневник.ру
Классный журнал
Календарь
Праздники России

Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz